 |  | Ливерий Раевский. Вологда в ее старине
Сегодня мы поговорим о личности, который оставил самый заметный след в вологодской фотографии. Имя его до сих пор на слуху, хотя работал он больше ста лет назад. Это Ливерий Викторович Раевский
Искусство фотографии начало развиваться в России в середине XIX века. Уже в 1849 году в Вологде открылась первая дагерротипа мастерская. С тех пор в истории города появилось большое количество имен фотомастеров: А. Скрипицын, А. Шевякова, Л. Корчагин, И. Степанов, С. Соколовский и многие другие. К концу19 века в городе работало 14 фотопавильонов.
Но сегодня мы поговорим о личности, который оставил самый заметный след в вологодской фотографии. Имя его до сих пор на слуху, хотя работал он больше ста лет назад. Это Ливерий Викторович Раевский.
Будущий фотограф родился в 1859 году под Грязовцем. Отцом его был псаломщик Троицкой церкви. Скорее всего, именно поэтому Ливерий окончил Вологодское духовное училище.
Но дальше идти по стопам отца молодой человек не собирался. Его увлекла техническая новинка, больше похожая пока что на самую настоящую магию, – фотография.
В 24 года Раевский получает разрешение открыть собственный фотосалон. Через 12 лет, в 1895 году, Ливерий Викторович устраивается на постоянное место жительства и работы по адресу Малая Петровка 2.
"Окладная книга 1891–94 гг. (ГАВО ф. 475 оп. 1 д. 1480) фиксирует переход дома 29 июня 1894 года в собственность фотографа:
449) В 38 квартале На Ново-Петровской улице
Елоховская Ефросинья Егорова и Ледкова Авдотья Леонтьева
Дом – 1600 [рублей]
29го Июля 1894 года перешло Почетному Гражданину Ливерию Викторовичу Раевскому".
Разумеется, вскоре салон «Северная фотография» знал каждый вологжанин. Фотосалон Раевского быстро стал популярным,: ему позировали губернаторы и чиновники, купцы и общественные деятели, учащиеся и преподаватели учебных заведений. Во многих семейных архивах жителей Вологды хранятся фотографии предков, сделанных Ливерием Раевским. Большое количество снимков хранится в вологодском музее-заповеднике и вологодском государственном архиве, которые время от времени устраивают выставки в память о фотохудожнике.
В группе в социальной сети «ВКонтакте» Дома купца Самарина есть альбом, куда каждый желающий может выложить отсканированные копии семейных снимков, сделанных Раевским: https://vk.com/album-26135075_200201319.
Кроме портретов фотографа занимала Вологда. Он фотографировал бульвары, улицы, дома, мосты, площади, церкви. Старался запечатлеть город как можно полнее. Именно ему принадлежит прекрасного качества фотография Сенной площади (площадь Революции) с тремя храмами.
В 1910-х годах Ливерий Викторович передал свои городские снимки историку архитектуры, популяризатору краеведения Георгию Крескентьевичу Лукомскому. В 1914 году под редакцией Г.К. Лукомского вышла книга «Вологда в ее старине» с фотографиями Л.В. Раевского, а также Н.П. Дмитревского, Б.А. Перфильева и самого Лукомского.
"Как неразрывно связано было когда-то с жизнью художественное строительство Вологды, и как значителен был запас художественной энергии у жителей ее: почти все, что воздвигнуто не позднее 75–100 лет тому назад, носит на себе отпечаток подлинной красоты.
Г.К. Лукомский. Вологда в ее старине. Вместо предуведомления".
Фотографии Вологды, сделанные Раевским, вошли в альбом 1885 года, который город подарил Великому князю Владимиру Александровичу, за что фотограф был удостоен его Высочайшей благодарности.
Сам фотограф отличался активной гражданской позицией. Дважды избирался в Вологодскую городскую Думу, состоял членом нескольких благотворительных обществ и носил звание Личного почетного гражданина.
Ливерий Викторович женился на Надежде Петровой, крестьянской дочери, в 1883 году. В браке родилось трое детей: Александра, Максимилиан и Вера. Когда старшая дочь подросла, то стала помогать отцу в фотографическом деле, и после его смерти старалась поддерживать фотосалон на Петровской улице. Но затем перешла работать ретушером в другое вологодское фотоателье.
Салон «Северная фотография» перестал существовать в 1928 году вместе с мастером.
Со временем дом начал разрушаться. В 2019 году его заколоченные окна украсили большие баннеры с репродукциями фоторабот Раевского. Инициатива принадлежала вологодскому бюро экскурсий «Вокруг да около».
Сейчас дом по настоящему адресу Пушкинская 7 разрушен, на его месте строится точная копия здания, имеющего большую культурную ценность для нашего города.
Ссылка на дополнительную информацию по этой теме.
|